«Сознание подобно ветру, – считают некоторые ученые, – ветер увидеть нельзя, но результаты его деятельности зачастую впечатляют». Определение образное, остроумное и, в общем-то, не противоречит научной парадигме. Но в жизни все сложнее.
В гостях у ведущего программы Михаила Ковальчука – профессор, доктор биологических и филологических наук Татьяна Владимировна Черниговская и член-корреспондент РАМН Константин Владимирович Анохин.
Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии − означает способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных уровнях. Различаются две его формы: индивидуальная и общественная.
Ученые спорят о природе сознания с глубокой древности. В наше время его изучает целый комплекс наук. И каждая вносит определенную специфику и в детали проблемы, и в ее целостное видение. Но до сих пор нет полной ясности в элементарных, казалось бы, понятиях. Когда у человека появилось сознание? Есть ли оно у младенца? Есть ли у человека находящегося в глубокой анестезии? А что представляет из себя сознание спящего человека?
Особенно интересно, что все эти вопросы напрямую связаны с мировоззренческими проблемами. Является ли наш мозг вершиной совершенства? Будет ли он развиваться дальше? В каком направлении сознание ведёт к полной разгадке загадок мироздания? Да и вообще… кто мы? Откуда? Куда идём?
ytimg.preload(https://r2---sn-pivhx-n8v6.googlevideo.com/generate_204);ytimg.preload(https://r2---sn-pivhx-n8v6.googlevideo.com/generate_204?conn2);Михаил Казиник. Код Бога — YouTube<link rel=«alternate» type=«application/json oembed» href=«www.youtube.com/oembed?format=json
Правительство РФ вынесло предложение создать реестр одаренных детей. Можно ли в раннем возрасте распознать талантливого ребенка? И как устроен его мозг? На эти вопросы ответила профессор СПБГУ, член Совета по науке и образованию при Президенте РФ Черниговская Татьяна Владимировна.
Noam Chomsky, a world-renowned linguist, intellectual and political activist, spoke at the University of Arizona on Feb. 8, 2012. His lecture, «Education: For Whom and For What?» featured a talk on the state of higher education, followed by a question-and-answer session.
Chomsky, an Institute Professor and a Professor Emeritus of Linguistics at the Massachusetts Institute of Technology where he worked for more than 50 years, has been concerned with a range of education-related issues in recent years. Among them: How do we characterize the contemporary state of the American education system? What happens to the quality of education when public universities become more privatized? Are public universities in danger of being converted into facilities that produce graduates-as-commodities for the job market? What is the role of activism in education? With unprecedented tuition increases and budget struggles occurring across American campuses, these are questions that are more relevant than ever.
Выступление мыслителя мирового масштаба Ноама Хомского в университете Гейдельберг. Ноам Хомский участвует в политическом и научном дискурсе на протяжении нескольких десятилетий.
В своей последней книге, посвященной серьезным перекосам американской политики, он задается вопросом: «Кто правит миром?» и приходит к выводу, что прежде всего необходимо понять, какие принципы и ценности правят миром. На эту тему Ноам Хомский и размышляет в настоящем выступлении.
Ноам Хомский родился в 1928 году, является профессором лингвистики в Массачусетском технологическом институте (MIT). Известен в том числе, как критик американской внешней политики и глобального капитализма.
Перевод: Алевтина Поминова
Редактура: Юлия Яковлева
Озвучка: Дмитрий Машкович
Монтаж видео: Джон Исмаилов
Обложка: Андрей Гавриков